История ИЗ-КАРТЭКС

ООО "ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова"- крупнейший в России производитель экскаваторного оборудования, расположен в Колпино (Санкт-Петербург).

До 1991 года предприятие было частью Ижорских заводов, созданных по Указу Петра I в 1722 году. И хотя первый прототип современного экскаватора – паровая землечерпалка – был изготовлен на заводе еще в 1812 году для углубления русла реки, полноценное направление экскаваторостроения появилось только спустя полтора века.

С 2016 года ООО «ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова» входит в машиностроительный дивизион Газпромбанка – ООО УК «УЗТМ-КАРТЭКС».

Производственная площадка ИЗ-КАРТЭКС оснащена самым современным оборудованием: с 2011 года при поддержке Газпромбанка предприятие проводит коренную реконструкцию основных мощностей. За это время на ИЗ-КАРТЭКС реализовано более 200 инвестпроектов, приобретено более 40 единиц высокотехнологичного оборудования мировых производителей, в том числе Pama, Mori Seiki, Liebherr, Skoda, Zayer, Gleason Pfauter, Hermle, Sirmu, Niles, Weiler, Pietro Carnaghi, WFL, IGM. Сегодня 36% производственного оборудования – станки не старше 5 лет. Помимо закупки нового оборудования, производятся капитальные ремонты и модернизация действующих станков.

Оставаясь лидером на российском рынке экскаваторного оборудования, ИЗ-КАРТЭКС обеспечивает техникой горнодобывающие компании России и Зарубежья, в том числе в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Индии, Монголии. В структуре продаж от 70-80 процентов поставок – экспортные.

Основная продукция:

Электрические гусеничные экскаваторы различных типоразмеров

Запасные части и комплектующие к выпускаемому оборудованию

Станки шарошечного бурения, в том числе дизель-гидравлические NEW

Металлоконструкции и оборудование для объектов строительства, энергетики, металлургии, горно-обогатительного производства и общего машиностроения

Автоматизация и роботизация производственных процессов, применение новых технологий, цифровизация бизнес-процессов позволяют предприятию повышать как эффективность самого производства, обеспечивать рост производительности, так и непрерывно повышать качество выпускаемого оборудования.

Quality certificates

1958 год

В марте завод отгрузил первый экскаватор ЭКГ-8, а уже в сентябре завершилось производство второго и третьего экскаватора этой модели.

1965 год

В феврале первый модернизированный экскаватор - ЭКГ-8И, обладающий повышенными характеристиками надежности и производительности, был отправлен в забой Соколовского-Сарбайского ГОКа (Казахстан). За первые четыре дня работы экскаватор погрузил 35 тысяч кубометров вскрышной породы. В конце 1965 года экскаватор ЭКГ-8И также был рекомендован к серийному производству.

1967 год

Конструкторы КБ-1 разработали технический проект самоходного дробильного агрегата (СДА) на гусеничном ходу производительностью 1000 тонн в час для дробления горных пород, извлекаемых из забоя, и рассматривался как еще один шаг к полной автоматизации производства и применению поточных технологий. Всего было выпущено два таких образца.

1968 год

Был изготовлен первый образец экскаватора с емкостью ковша 12,5 куб. метров. В то время это была самая большая машина в классе электрических экскаваторов. Ее испытания проходили на угольном разрезе «Богатырь» (Казахстан).

1974 год

В декабре Межведомственной комиссией был принят экскаватор ЭКГ-8И ХЛ, предназначенный для эксплуатации в условиях сурового Севера при температуре до -60 ° С. Все ответственные отливки, идущие на изготовление «северных» экскаваторов, изготавливались из низколегированных хладостойких сталей.

1997 год

На базе ЭКГ-5У был спроектирован экскаватор-земснаряд ЭЗ-5. Он монтируется в носовой части самоходной баржи-понтона водоизмещением в тысячу тонн и может расширять фарватер, углублять дно рек и бухт, перегружать донный грунт в баржи либо выгружать его на берег. Плавучий экскаватор-земснаряд ЭЗ-5 до настоящего времени успешно работает в Волго-Балтийском канале. Эта разработка не пошла в серию.

1997 год

Предприятие ИЗ-КАРТЭКС освоило выпуск бурового станка СБШ-270ИЗ, который был поставлен на Лебединский ГОК. Этот станок предназначен для бурения вертикальных и наклонных взрывных скважин диаметром 250-270 мм и глубиной до 32 м.

2002 год

Был создан опытный образец гидравлического экскаватора с емкостью ковша 5,5 м3 для ООО ПГ «Фосфорит». Также в этом году в ИЗ-КАРТЭКС изготовил для одного из проектов Большого адронного коллайдера опорную металлоконструкцию массой 500 тонн из немагнитной нержавеющей низколегированной стали.

2020 год

Завершено изготовление дизель-гидравлического бурового станка МР-200 – первой в России установки такого класса.

В 1957 году на промышленной площадке Ижорских заводов создано производство карьерных электрических экскаваторов с ковшом емкостью 8 куб. м по инжинирингу Уралмашзавода.

На тот момент предприятие обладало необходимым оборудованием, в том числе уникальным ковочным прессом усилием 12 тысяч тонн, мощным крановым оборудованием и свободными площадями. Поэтому на предприятие была возложена обязанность освоить новые направления, в том числе организовать производство ЭКГ-8 по проектной документации Уралмашзавода, мощности которого были перегружены. И уже в декабре 1957 года постановление Совета министров РСФСР установило первый план: выпуск в 1958 году 8 штук ЭКГ-8, в 1959 году – 40 и в 1960 году – 45 штук.

Бюро экскаваторостроения возглавил Иван Иванович Эммануилов, который во время войны был эвакуирован в Свердловск – на Уралмашзавод. Здесь он работал в составе Особой конструкторской группы, которая в фантастически короткий срок (полтора месяца) создала СУ-122 – первую советскую серийную самоходку. В 1946 году Иван Эммануилов вернулся в Санкт-Петербург. Под его руководством был модернизирован уральский ЭКГ-8, сконструированы и поставлены в серийное производство первые экскаваторы «ижорской школы» — ЭКГ-8И и ЭКГ-4у.

  • В 1963 году ЭКГ-8И прошел приемку Государственной междуведомственной комиссией Государственного комитета по тяжелому, энергетическому и транспортному машиностроению – экскаватор, оснащенный восьмикубовым ковшом, был принят в серийное производство. В этом же году состоялась первая экспортная поставка – четыре экскаватора были отгружены в адрес Национальной угольной компании Индии.

  • 24 декабря 1968 г. Государственная комиссия по аттестации присвоила «Знак качества» ижорским экскаваторам ЭКГ-8И и ЭКГ-4У(ЭКГ-4И). Ижорские ЭКГ были первым среди отечественных экскаваторов и одним из первых машин в отрасли, удостоенным Знака качества.

    Качество техники всегда было приоритетным направлением в развитии экскаваторного производства в Колпино. В 1964 году в КБ-1 была организована служба надежности, основными задачами которой стали: регулярный сбор и анализ информации о дефектах экскаваторов и сроках службы их деталей; изучение процессов изнашивания деталей и влияния на их износ различных технологических и конструктивных факторов; систематизация материалов по срокам службы и видам разрушений деталей.

    За первый год провели обследование 64 экскаваторов ЭКГ-8 на 6 рудниках страны, установили контакты со службами механика карьеров и рудников. Специалисты группы надежности создали своеобразные паспорта на каждый ижорский экскаватор, проводя анализ долговечности узлов и деталей. Уже в первые годы работы группа надежности направила несколько рекомендаций производственникам. Гарантийный срок ижорских экскаваторов вырос с 1,5 до 2 лет.

  • В 1991 году было создано отдельное предприятие «Ижорские заводы - Карьерные тяжёлые экскаваторы» (ИЗ-КАРТЭКС), которое сфокусировалось на производстве горного оборудования для открытых горных работ: карьерных экскаваторов и буровых станков.

  • С 2011 года предприятие носит имя генерального директора Павла Герасимовича Коробкова, возглавлявшего предприятие с 2005 по 2011 год. Именно он стал инициатором разработки новой стратегии развития предприятия, которая стала ключевой вехой в развитии ИЗ-КАРТЭКС на постсоветском пространстве и вывела компанию в лидеры отечественного экскаваторостроения.

С момента основания экскаваторного производства в Колпино произведено и поставлено свыше 3900 карьерных электрических экскаваторов, из которых более 1000 до сих пор находятся в эксплуатации.